26.03.2015. Круглый стол в Государственной Думе
26.03.2015. Круглый стол в Государственной Думе
Экспертная секция «Воспроизводство нефтяной сырьевой базы ТЭК» Консультативного Совета при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике совместно с Межрегиональным НТО нефтяников и газовиков, Консорциумом «РФК» и группой компаний «НОВОМЕТ» провели 26.03.2015г. Круглый стол «Проблемы импортозамещения нефтегазового оборудования». В работе Круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, 62 представителя ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания», ООО «Уралвагонзавод», ООО «Уралвагон интернэшнл», «ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ЗАО «НТЦ Приводная техника», ТЭК Мосэнерго, ФГУП «ВНИИ автоматики им. Д.Л. Духова», ОАО «Ярославский электромашиностроительный завод», ОАО «Кузполимермаш», НАО «Завод «Джи Ти Сэвэн», ООО «РФК-Сервис», ООО «Волгоградский завод буровой техники», ЗАО «ХимпартнерыООО «ОЗНА-менеджмент», ООО «Ньютех Велл Сервис», ЗАО «НПП «Самарские горизонты», ООО «Нью Грин Технолоджис», ЗАО «НПФ «Пакер», ООО «Таргин», ООО «Крезол-Нефтесервис», ОАО «Турбонасос», ООО НПП «Буринтех», ОАО «Заводоуковский машиностроительный завод», Министерства энергетики, Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Института энергетики и финансов, ОАО «НИПЦ газонефтяных технологий», ЗАО «СибНИПИ «Нефтяные горизонты», Национального института развития, Союза производителей нефтегазового оборудования, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза нефтегазопро-мышленников РФ, Союза потребителей газового топлива, Российского юридического клуба, Московского юридического клуба, фонда «Политком», ведущих научно-технических журналов: Нефтяное хозяйство, Недропользование, Нефтегазовая вертикаль, Газовая промышленность и др.
Открывая заседание Круглого стола «Проблемы импортозамещения нефтегазового оборудования» Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике И.Д. Грачев обозначил обсуждаемые проблемы. Он отметил, для достижения результатов в области импортозамещения требуется изменение законодательства о закупках товаров и услуг, таможенного и налогового законодательства, специального регулирования. Без помощи Консультативного Совета быстро это сделать сложно. Российское нефтегазовое машиностроение может и должно стать одним из локомотивов инновационного развития и глубокой модернизации всей экономики России. Со стороны компаний российского ТЭКа есть стабильный долгосрочный платежеспособный спрос на приборы и оборудование, а со стороны машиностроителей есть желание и технологическая готовность разрабатывать и серийно выпускать отечественную технику, не уступающую по своим параметрам лучшим зарубежным аналогам. Более того – в России уже существуют серийные производства оборудования, превосходящего лучшие зарубежные образцы по качественным характеристикам.
Руководитель секции «Воспроизводство сырьевой базы ТЭК» В.В. Кульчицкий отметил, что для разрешения ситуации предприятий-разработчиков и производителей стратегически важного машиностроительного оборудования и нефтесервиса, подпадающего под санкции, проведены переговоры и выездные встречи с руководителями предприятий в Москве, Перми и Самаре, создана экспертная рабочая группа «Импортозамещение нефтегазового оборудования», которую возглавил Е.Е. Григорян, советник генерального директора группы компаний «Новомет». Необходимость в проведении Круглого стола возникла при выполнении задания Председателя Комитета Госдумы по энергетике И.Д. Грачева провести экспертную оценку деятельности Консорциума «РФК» по импортозамещению флотов комплексами гидравлического разрыва пород.
Председатель Совета директоров Консорциума «Российские мобильные комплексы для гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов «РФК» Ю.А.Шемчишин в своем докладе «Законодательные и административные барьеры при производстве и внедрении комплекса гидроразрыва пород» подчеркнул, что в соответствии с указаниями Президента и Правительства РФ по импортозамещению и поддержке отечественного производителя, согласно Федеральной целевой программы Минобрнауки РФ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», разработан и запущен в серийное производство отечественный комплекс для гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов (ГРП). Комплексы ГРП разработаны и выпускаются российскими предприятиями при участии инженерно-технического персонала ВПК, которые объединились в Консорциум «РФК». В Консорциум «РФК» входят шесть российских предприятий: ООО «РФК» (г. Москва); ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского» (Краснодарский край, г. Тихорецк); ООО «Проектно-конструкторское бюро «Автоматика» (г. Санкт-Петербург); ОАО «Калужский двигатель» (г. Калуга); ЗАО «Бецема» (Московская обл., г. Красногорск); ООО «Машиностроительная группа «ПромСпецСервис» (г. Москва) с общей численностью рабочих около 4 000 тысяч человек. ООО «РФК» управляющая компанияКонсорциума «РФК» осуществляет на своих производственных площадях конечную сборку и предъявительские испытания комплексов ГРП. Налажено серийное производство. По итогам успешных испытаний комплекса ГРП на нефтегазовых месторождениях ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» определено его превосходство над аналогичной продукцией ведущих иностранных производителей по основным техническим и стоимостным показателям (цена продажи на 15-20% ниже). Благодаря меньшему весу и габаритам агрегатов, комплексы ГРП российского производства имеют возможность модернизации и модификации для транспортировки к месту проведения работ всеми видами транспорта, включая воздушный и морской, и возможности его эффективного применения при разработке нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе. По прогнозам Минэнерго России объем инвестиций в сфере ТЭК в ближайшие десять лет составит около 30 триллионов рублей. Однако, отсутствие активного диалога между производителями и потребителями оборудования, наукой и государством не ведет к конкретным результатам. Необходимо устранить барьеры, выстраивать поощрительный механизм. Стимулировать новые российские разработки, производителей и сервис, чтобы инвестиции и прибыль не уходили рубеж. Главное препятствие для импортозамещения – предубежденность менеджеров нефтегазовых компаний по отношению к российским производителям. Ситуация улучшится, если перед менеджерами будет более жестко поставлена задача увеличить закупки продукции отечественного производства. Созданы рабочие группы в Минэнерго России, Минпромторге России по импортозамещению нефтемашиностроительного оборудования, но результат минимальный, т.к. законодательная база не предусматривает решение вопросов импортозамещения. Применение отечественного оборудования защитит национальные интересы России в нефтегазовом секторе, создаст условия для развития российского нефтегазового машиностроения, организует новые рабочие места, в соответствии с требованиями Президента и Правительства РФ о формировании нормативной и материальной базы по импортозамещению в нефтегазовом комплексе и поддержке российского производителя. Ключевым механизмом стимулирования спроса со стороны нефтегазовых компаний, как системообразующих и получающих помощь непосредственно от государства, должно быть принятие обязательств по приоритетному использованию российского оборудования в рамках лицензионных соглашений.
В докладе Советника генерального директора Группы компаний «НОВОМЕТ» А.И. Рабиновича «Государственная поддержка отечественного производителя» отмечено, что «Новомет» – одно из ключевых предприятий России по разработке, изготовлению и сервисному обслуживанию погружных электроцентробежных насосов для добычи нефти (УЭЦН) производит до 6000 УЭЦН в год, которыми только в России оснащено 20 000 скважин, чья годовая добыча составляет 100 млн. т. нефти в год. Лидирующие позиции «Новомета» определены широкой гаммой энергоэффективныхУЭЦН с энергопотреблением на 25% меньше, чем у лучших зарубежных аналогов; мировой монополией в производстве УЭЦН малого диаметра, размещаемых в разведочных, ремонтных и боковых скважинах и в поставляемых на экспорт байпасных системах. Исходя из этих наработок еще в ноябре 2014 года у «Новомета» была реальная перспектива и стратегия динамичного и эффективного развития при всех негативных составляющих, которые на том этапе существовали в диалоге ТЭК – машиностроение. В диалоге ТЭК – машиностроение сложился жесткий рынок покупателя, на котором цены на приобретаемое российское оборудование диктуют нефтегазовые компании. Эти цены уже в ноябре 2014 лежали на грани рентабельности заводов-производителей. Главным критерием тендерных процедур по закупкам оборудования является максимально низкая цена – параметры надежности, энергоэффективности и стоимости владения ТЭКом практически не используются. Господдержка и стимулирование инноватики, импортозамещения, энергоэффективности и здорового протекционизма отсутствует, реальных действий и эффективных механизмов работы с высокотехнологичными предприятиями за последнее десятилетие в арсенале Правительства РФ не видно, отсутствует системное управление нефтедобывающей отраслью.
Руководитель Национального института развития (НИР), академик РАН, Советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Глазьев Сергей Юрьевич далкритическую оценку выдвинутым на рассмотрение участникам Круглого стола инициативам по импортозамещению нефтегазового оборудования и услуг, отметил, что надо принимать нормативные или административные меры регулирования, которые наложат на баланс производства и потребления нефтегазового оборудования источники финансирования. Поделился своим мнением насчет разработки механизма предоставления льгот отечественным производителям, отсутствие которого тормозит импортозамещение при госзакупках. Объяснил, как при отсутствии законодательных критериев нефтегазового оборудования как российского с определением минимальной локализации ввели норму добавленной стоимости в правила происхождения товара. Затронул тему внутреннего искусственного дефицита металла и пути ценового регулирования вплоть до замораживания цен и деквотирования производства металла по номенклатуре для внутреннего рынка. Дал характеристику самого узкого места в сложившейся ситуации – кредитования по двум вариантам: кредитные линии со стороны ЦБ или создание отраслевого фонда для нефтегазовой отрасли за счет специальных отчислений. Необходимо также убедить Центробанк кредитовать под 0,5% не банки-посредники, а машиностроительные предприятия.
Президент Союз нефтегазопромышленников России Шмаль Генадий Исифович подтвердил, что российская экономика живет в царстве некомпетентности.
Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Романихин Александр Владимирович подтвердил, что Минпромторг занимается импортозамещением, решения принимаются.
Директор по инжинирингу ООО «Уралмаш НГО Холдинг» Трухин Алексей Анатольевич заметил, что на получениеразрешения на применение буровых установок уходит до 6 месяцев, а иностранным компаниям выдается в считанные дни или сразу по предъявлению.
Заслушав и обсудив выступления представителей федеральных органов исполнительной власти, нефтегазовых компаний, вузов, научно-исследовательских институтов и общественных организаций, депутатов Государственной Думы по проблемам и задачам импортозамещения нефтегазового оборудования, участники Круглого стола отмечают в качестве ключевых следующие деструктивные факторы в сегменте диалога ТЭК – машиностроение:
- Ценовой диктат покупателя в лице ведущих компаний российского ТЭКа, который сводит к нулю рентабельность отечественных машиностроительных заводов – ни о каком инновационном развитии российских высоких технологий в этой ситуации говорить не приходится.
- Доминирование критерия минимальной цены в тендерной практике компаний российского ТЭКа – такие характеристики, как надежность, инновационность, энергоэффективность и стоимость жизненного цикла практически не учитываются, что во многих случаях позволяет зарубежным компаниям выигрывать тендера на поставку оборудования за счет банального демпинга.
- Непрозрачность механизма формирования и применения единых технических требований в рамках тендерных процедур российского ТЭКа – позволяет специалистам нефтегазовых компаний изначально программировать выигрыш того или иного производителя оборудования, способствует распространению коррупционных схем.
- Высокий уровень кредитных банковских ставок, в принципе подавляющий любую деловую активность в российской экономике.
- Отсутствие в практике Правительства РФ системных приоритетов, критериев, механизмов отбора и реальной господдержки перспективных высокотехнологичных предприятий РФ.
- Неэффективность существующих государственных мер по стимулированию производства и приобретения российского высокотехнологичного, инновационного и энергосберегающего оборудования, отсутствие протекционизма отечественных предприятий.
- Отсутствие в системе исполнительной власти РФ единого эффективного центра мониторинга и коррекции диалога ТЭК – машиностроение.
Участники Круглого стола рекомендуют Комитету ГД по энергетике выйти со следующими инициативами:
1. Таможенному Комитету России запретить ввоз в РФ оборудования для наклонного бурения и ГРП, выпускаемого зарубежными производителями, за исключением непроизводимого в России.
2. Минпромторгу включить критические направления разработки не имеющих аналогов оборудования (аэромобильный комплекс ГРП, роторные управляемые системы, забойные телеметрические системы для бурения горизонтальных скважин с комплексированным каналом связи, малогабаритные УЭЦН и пр.) в Федеральную целевую программу.
3. Министерству экономического развития РФ подготовить проект постановления по ограничению срока оплаты по договорам поставки российского оборудования и предоставления услуг не более 30 календарных дней для всех компаний с государственным участием в сфере энергетики, транспорта и добычи полезных ископаемых.
4. Минпромторгу рекомендовать в составе действующего НТС сформировать экспертные группы для решения следующих вопросов:
4.1. Разработка технических требований к оборудованию нефтегазовой отрасли.
4.2. Контроль качества выпускаемой продукции.
4.3. Пересмотр всех мер технического регулирования.
4.4. Введение обязательной сертификации импортного оборудования.
4.5. Исключение возможности поставок на российский рынок некачественного и небезопасного при использовании оборудования.
4.6. Пресечение практики закупок устаревшей техники, не отвечающей техническим требованиям.
5. Внести изменения в Федеральный закон 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», включив требования, определяющие приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения при недропользовании на территории Российской Федерации:
Юридическим лицам, осуществляющим на территории РФ работы в области недропользования, надлежит соблюдать условие, в соответствии с которым 70 % общей стоимости приобретаемых: оборудования, технических средств и материалов для выполнения работ по геологическому изучению, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых в каждом календарном году, должны быть российского происхождения и считаться таковыми при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами РФ на территории РФ из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50% процентов в стоимостном выражении произведенных на территории РФ российскими юридическими лицами и (или) гражданами РФ.
6. Внести изменения в обязательства члена ВТО России на законодательном уровне, затрагивающие требования о приоритетном использовании нефтегазового оборудования российского происхождения, опираясь на необходимость обеспечения мер национальной безопасности.
7. Ввести «мораторий» на рост цен на металлы или обеспечить субсидирование закупок металла для производства нового российского нефтегазового оборудования.
8. Внести в лицензионные соглашения о недропользовании требования о техническом перевооружении нефтегазового комплекса на основе отечественной промышленной продукции.
9. Прекратить практику связанного кредитования на покупку импортного оборудования российскими финансовыми институтами: Внешэкономбанк, Газпромбанк, лизинговыми компаниями.
10. Определить льготную налоговую базу для российских предприятий, нефтегазового машиностроения, подтверждающих длительность производственного цикла свыше 6 месяцев (Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 года №468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев»).
В рамках данных рекомендаций участники Круглого стола отмечают готовность в меру своих компетенций принять участие в разработке, внедрении, реализации и мониторинге эффективности предложенных мер. Закрывая работу Круглого стола, руководитель секции «Воспроизводство сырьевой базы ТЭК» В.В. Кульчицкий отметил, что рыночная экономика довела нефтемашиностроение и сервис до состояния, из которого можно выйти только по мобилизационному плану.