Рекомендации (проект) круглого стола 03.04.14.
РЕКОМЕНДАЦИИ Круглого стола
«Законодательная поддержка нефтяной
ресурсной базы РФ»
Заслушав и обсудив выступление Исполнительного директора Межрегионального Научно-технического общества нефтяников и газовиков, руководителя Экспертной секции «Воспроизводство сырьевой базы ТЭК» В.В. Кульчицкого, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, средних и малых предприятий нефтегазового комплекса, вузов, научно-исследовательских институтов и общественных организаций, Комитет по энергетике отмечает следующее.
Президент России В.В. Путин в своем выступлении на заседании Комиссии по стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности 13 февраля 2013 года сказал: «...сама жизнь ставит вопрос о стимулировании развития месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Что крайне важно: «при добыче из трудноизвлекаемых залежей растёт спрос на научные исследования и передовые технологии, на инновационное оборудование, создаются дополнительные рабочие места в металлургической, химической промышленности, машиностроении».
Российская Федерация располагает одной из крупнейших в мире минерально-сырьевых баз, уверенно занимает ведущие позиции по ряду важных направлений в энергетическом секторе мировой экономики. В недрах России сосредоточено около 25% мировых запасов природного газа и 10% нефти. Нефтегазовая промышленность обеспечивает более 50% доходов России, при высокой выработанности запасов нефти из месторождений.
В России большинство месторождений, независимо от особенностей их геологической характеристики, разрабатываются с применением традиционных технологий: на естественном режиме и с заводнением. За последние 30 лет проектный коэффициент извлечения нефти (КИН) снизился с 40-41 до 33-34%, что объясняется ухудшением структуры запасов, т.е. необходимостью разработки месторождений с трудноизвлекаемыми, включая сланцевую нефтью, высоковязкие и сверхвязкие нефти и битумы. Применение заводнения не эффективно на месторождениях с карбонатными, трещиновато-пористыми коллекторами, высовязкими нефтям и сланцевой нефти, где КИН составляет 2-15%. В мировой практике для разработки подобных месторождений широко применяются передовые технологии МУН (в России до 1992 года). К ним относятся тепловые, газовые, химические, микробиологические методы, их модификации, комбинации и интеграции.
За последние два десятилетия доля трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗН) выросла до 70%. По разным оценкам, в мире добыча такой нефти составляет 19,4% от общей добычи, в России вовлечено в разработку только 0,2%. По данным Агентства энергетической информации IEA: Россия занимает первое место в мире - 75 млрд. баррелей или 10,3 млрд. т. по запасам ТРИЗН (сланцевая нефть), которые можно извлечь при существующих технологиях. В США – 58 млрд. барр., в Китае – 32 млрд. барр., в Аргентине и Ливии – 27 и 26 млрд. барр. соответственно. Около 65% всех трудноизвлекаемых запасов приходится на месторождения Западной Сибири и Республики Коми. В ХМАО-Югра рентабельными считаются лишь 64% запасов, остальные запасы не разрабатываются из-за высокой налоговой нагрузки.
По данным Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана в ХМАО-Югра в категорию трудноизвлекаемых подпадает 386 залежей 96-ти месторождений с суммарными начальными извлекаемыми запасами почти 1,8 млрд. тонн нефти. Территория распространения залежей баженовской свиты на Западно-Сибирской низменности составляет более 1 млн. км2. Геологические запасы баженовских продуктивных отложений оцениваются 100-170 млрд. т. при балансовых геологических запасах нефти РФ 23-30 млрд. тонн. Нефтеотдача залежей баженовской свиты при традиционной разработке находится в пределах 3-5 %.
Правительство ХМАО-Югра делает особую ставку на разработку месторождений баженовской свиты, что при налоговом стимулировании ее освоения выведет российскую нефтедобычу на новый уровень. Площадь распространения нефтеносных сланцев составляет более 40% территории ХМАО-Югра. По экспертным оценкам, извлекаемые ресурсы нефти в пластах баженовской свиты достигают более 3 млрд. т, геологические ресурсы – около 11 млрд т. Сейчас из баженовских отложений добывается 0,5 млн. т нефти. Не только нефтяники заинтересованы в разработке баженовских продуктивных отложений, но и правительство ХМАО-Югры, которое считает баженовскую свиту достойным ответом крупнейшим сланцевым проектам США.
Согласно мировому опыту воспроизводство сырьевой базы нефтедобычи можно обеспечить на основе формирования и реализации двух государственных программ:
- разведки новых месторождений,
- развития и внедрения передовых методов увеличения нефтеотдачи.
За прошедшие два десятилетия роль воспроизводства сырьевой базы повышением нефтедобычи быстро растет и становится все более приоритетной путем реализации во многих нефтедобывающих странах программ внедрения методов увеличения нефтеотдачи (МУН) на основе их государственного стимулирования.
Благодаря такому инновационному развитию нефтедобычи мировые доказанные извлекаемые запасы увеличились в 1,4 раза, а средняя проектная нефтеотдача к 2020 году достигнет 50%. Значительный рост КИН происходит на фоне существенного ухудшения структуры мировых запасов и увеличения доли трудноизвлекаемых запасов нефти.
Эффективность применения МУН возрастает в сочетании с методами интенсификации нефтедобычи горизонтальными и многозабойными скважинами сложной пространственной архитектуры, управляемым гидравлическим разрывом пласта.
Главным приоритетом российской нефтедобывающей отрасли должно стать не только количественное наращивание объемов добычи нефти, но и промышленное внедрение инновационных методов увеличения нефтеотдачи пластов при полной оптимизации налоговой и таможенно-тарифной системы для стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов нефти.
В нашей стране в 1985-92 гг. успешно функционировала государственная программа развития и внедрения методов увеличения нефтеотдачи. Проведение опытно-промышленных работ по внедрению современных МУН увеличило дополнительную добычу нефти в 4 раза, добыто 12 млн. т. Руководил этой программой Миннефтепром СССР, внедрял Межотраслевой научно-технический комплекс «Нефтеотдача». В 1992 года программу свернули и до сих пор не восстановили.
Законодательными и правительственными органами приняты некоторые меры, направленные на стимулирование повышения эффективности разработки трудноизвлекаемых и истощенных запасов. Однако эти меры носят несистемный характер, критерии их применения – пассивны, т.к. не стимулируют МУН, не позволяют сформировать прозрачную систему принятия решений по применению и стимулированию конкретных проектов МУН и контроля за их реализацией. Востребованность современных МУН не восстановлена, уровень добычи нефти остается низким – не более 1,5 млн. т. в год. Принятый 23.07.2013 ФЗ № 213 основан на природных факторах: проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта и не стимулирует внедрение инновационных МУН. Действие закона ограничено 3% степенью выработанности (»0,1% КИН для баженовской залежи) и вынуждает вести разработку трудноизвлекаемых запасов традиционными методами интенсификации с гидроразрывом пласта, сокращая жизнь скважины с 20 лет (для МУН) до 1-2 лет. Закон не решает вопроса рентабельной разработки трудноизвлекаемых запасов (налог исчисляется на объем добытой нефти).
В мировой практике государства предоставляют нефтяным компаниям экономические преференции не за разработку трудноизвлекаемых запасов, а за применение МУН для кардинального повышения эффективности разработки таких запасов.
Для преодоления этой негативной ситуации необходимо безотлагательно:
1. Установить четкую трактовку термина «методы увеличения нефтеотдачи»;
2. Утвердить нормативно-правовые акты стимулирования реализации проектов испытаний и освоения МУН;
3. Определить уполномоченную государством организацию по созданию и развитию МУН;
4. Сформировать программу проектов МУН на основе открытого конкурса и независимой экспертизы;
5. Стимулировать по закону прямого действия прошедшие по конкурсу проекты применения современных МУН;
6. Организовать контроль за выполнением программы проектов МУН на основе постоянного надзора и ежегодной независимой экспертизы;
7. Пополнять и корректировать программу проектов МУН.
При формировании Программы проектов МУН необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Открытый конкурс проектов с обеспечением участия всех недропользователей, в том числе в процессе отбора победителей.
2. Критерии отбора проектов:
а) обязательное применение инновационных МУН;
б) потенциал возможного прироста извлекаемых запасов за счет применения испытываемого МУН, в том числе на месторождениях:
- с трудноизвлекаемыми запасами (истощенные высокопродуктивные месторождения, низкопроницаемые и сложнопостроенные карбонатные коллектора, содержащие легкую или высоковязкую нефть);
- с нетрадиционными запасами (тяжелые нефти и битумы, легкая нефть в нефтематеринской породе баженовской свиты).
3. Приоритетность отечественных технологий и технических средств со 100 % выполнением работ российскими предприятиями и сервисом.
4. Обеспечение равнодоступности нефтяных компаний к Программе проектов МУН и прозрачности при ее формировании.
В целях успешной реализации проектов инновационных МУН необходимо внести в законодательство следующие положения:
1. Внести в Налоговый Кодекс термин «Методы увеличения нефтеотдачи» в следующей трактовке:
Термин «Методы увеличения нефтеотдачи» означает способы разработки, основанные на извлечении нефти при поддержании потенциала внутрипластовой энергии за счет закачки агентов с повышенным потенциалом по сравнению с закачкой воды в пласт или газом в газовую шапку, и включает следующие процессы и их комбинации и интеграции:
физико-химические методы (заводнение с применением поверхностно-активных веществ, полимерных и мицеллярных растворов, закачка щелочных и кислотных составов и других реагентов с целью увеличения нефтеотдачи и их иные интеграции с заводнением);
газовые методы (закачка углеводородных газов, жидких растворителей, углекислого газа, азота, дымовых газов);
тепловые методы (вытеснение нефти теплоносителями – закачка пара, горячей воды, внутрипластовое горение, воздействие с помощью внутрипластовых экзотермических окислительных реакций);
микробиологические методы (введение в пласт бактериальной продукции или ее образование непосредственно в нефтяном пласте).
2. Определить в законодательных актах, что механизм дифференциации налогообложения в части снижения налоговой ставки должен применяться в отношении:
месторождений с трудноизвлекаемыми и нетрадиционными запасами, где реализуются проекты применения инновационных (тепловых, газовых, химических, микробиологических) методов увеличения нефтеотдачи, обеспечивающих кардинальное увеличение степени извлечения нефти по сравнению с традиционным методом заводнения;
месторождений с выработкой запасов более 80%, проекты доразработки которых предусматривают заводнение в сочетании с методами увеличения нефтеотдачи, обеспечивающими превышение степени извлечения нефти по сравнению с традиционным заводнением.
3. Предоставление нефтяным компаниям на время реализации ими проектов МУН следующих экономических стимулов:
нулевая ставка НДПИ на период реализации проекта со сроком не более 5 лет, обоснованность которой определяется тем, что в результате успешной реализации проектов инновационных МУН прирост извлекаемых запасов сопоставим с вводом в разработку нового месторождения, налоговые каникулы на который введены с 01.01.2007 г.;
освобождение от налога на прибыль средств, направленных на инновационное развитие нефтедобычи;
освобождение от налога дополнительных капитальных вложений на реализацию проекта;
освобождение от налога объемов нефти, добываемой в ходе реализации проекта;
снижение экспортной пошлины до величины, обеспечивающей рентабельность проекта МУН.
При формировании экономических стимулов необходимо учитывать два этапа реализации каждого проекта современных МУН. На первом этапе (3-5 лет) проводятся ОПР на опытных полигонах инновационных МУН. Второй этап характеризуется повышенными затратами и рисками.
Программа проектов МУН должна носить государственно-частный характер: государство предоставляет недропользователю экономические стимулы для разработки и внедрения инновационных МУН и осуществляет контроль реализации проектов; нефтяные компании инвестируют разработку и внедрение проектов на этапе ОПР. Для ускорения формирования Программы проектов МУН в течение 2014-15 гг. следует представить 10-15 проектов для полигонов ОПР.
Зарубежный опыт свидетельствует, что лидерами промысловых испытаний и внедрения новых перспективных МУН являются малые нефтяные компании. Для ускорения формирования Программы МУН и отработки прозрачной системы контроля представляется целесообразным поручить Межрегиональному НТО нефтяников и газовиков с участием Минэнерго и НП «Нефтегазтоппром» сформировать в максимально короткие сроки проекты ОПР и передать на утверждение и включение в Программу ОПР. В мировой практике малые нефтяные компании в первую очередь наделяются экономическими стимулами, учитывая важные факторы:
Малые нефтяные предприятия (МНП) владеют месторождениями с истощенными, трудноизвлекаемыми и нетрадиционными запасами, требующими применения современных МУН.
Малый размер месторождений позволяет проводить ОПР не на отдельном участке, а на всем месторождении, что делает систему контроля прозрачной.
В 1980-х годах отечественный термогазовый метод проходил промысловые испытания на месторождении с карбонатным коллектором в рамках Международного проекта «Интернефтеотдача» (МНТК «Нефтеотдача» и НК «Амоко»). Последние 15 лет освоение метода проводится на 11 аналогичных месторождениях двумя малыми нефтяными компаниями, где уровень дополнительной годовой добычи доведен до 1 млн. т.
Успешная реализация первого этапа Программы проектов МУН увеличит добычу ТРИЗН:
– из месторождений баженовской свиты – с 3-5% до 45-50%;
– из истощенных месторождений и залежей сверхтяжелых нефтей – с 25% до 45-55%;
– из месторождений легкой нефти с низкопроницаемыми коллекторами и повышенной начальной пластовой температурой – с 28% до 45-60%.
Реализация Программы проектов МУН к 2030 году:
прирастит извлекаемые запасы нефти – до 40 млрд. т;
увеличит нефтеотдачу – с 30% до 39-40 %;
увеличит нефтеотдачу ТРИЗН – с 27% до 35-37 %;
увеличит дополнительную годовую добычу – 350-450 млн. т;
увеличит поступления в государственный бюджет и решить социальные проблемы регионов за счет:
- развития смежных отраслей (машиностроительной, химической, микробиологической, информационной);
- развития отечественных наукоемких технологий и сервисных предприятий;
- кардинального увеличения добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов в обустроенных регионах;
- прироста извлекаемых запасов без затрат на разведочное бурение.
Себестоимость добычи нефти инновационными МУН в районах с развитой инфраструктурой в 1,3-1,5 раза ниже, чем на новых капиталоемких месторождениях Восточной Сибири и континентального шельфа. Параметры Программы проектов МУН совпадают с показателями Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ №1715-р от 13 ноября 2009 года).
На основании вышеизложенного Комитет рекомендует:
1. Согласиться с предложением Межрегионального НТО нефтяников и газовиков создать с участием депутатов Комитета по энергетике, представителей Экспертной секции «Воспроизводство сырьевой базы ТЭК», нефтегазовых компаний и научно-исследовательских институтов Рабочую группу по подготовке предложений по гармонизации области применения Федерального закона от 23.07.2013 N 213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части, касающейся создания экономически привлекательных условий опытно-промысловых испытаний передовых, но высокозатратных методов увеличения нефтеотдачи для последующего их широкомасштабного промышленного внедрения.
2. Комитету по энергетике обратиться к Министерству энергетики РФ с просьбой рассмотреть подготовленный Межрегиональным НТО нефтяников и газовиков, Экспертной секцией «Воспроизводство сырьевой базы ТЭК» совместно с профильными специалистами нефтегазовых компаний и научно-исследовательских институтов, термин методов увеличения нефтеотдачи, в случае необходимости внести в него согласованные изменения и дополнения и ввести его в деловой оборот.
Термин «Методы увеличения нефтеотдачи» означает способы разработки, основанные на извлечении нефти с использованием поддержания потенциала внутрипластовой энергии за счет закачки агентов, отличающихся повышенным потенциалом по сравнению с закачкой воды в пласт или газа в газовую шапку, и включает применение следующих процессов, их комбинацию и интеграцию с заводнением:
физико-химические методы (заводнение с поверхностно-активными веществами, полимерными и мицеллярными растворами, закачка щелочных и кислотных составов и других реагентов с целью увеличения нефтеотдачи);
газовые методы (закачка углеводородных газов, жидких растворителей, углекислого газа, азота, дымовых газов);
тепловые методы (вытеснение нефти теплоносителями: паром, горячей водой, внутрипластовое горение, воздействие с помощью внутрипластовых экзотермических окислительных реакций);
микробиологические методы (введение в пласт бактериальной продукции или ее образование непосредственно в нефтяном пласте).
3. Комитету по энергетике обратиться в Министерство энергетики РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ с просьбой рассмотреть подготовленный Межрегиональным НТО нефтяников и газовиков, Экспертной секцией «Воспроизводство сырьевой базы ТЭК» совместно со специалистами нефтегазовых компаний и научно-исследовательских институтов проект Государственной программы развития и внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи.
4. Поддержать и одобрить усилия ряда нефтяных компаний по проведению высокозатратных опытно-промысловых работ по внедрению передовых отечественных методов увеличения нефтеотдачи баженовских продуктивных отложений в ХМАО: ОАО «РИТЭК» на Средне-Назымском нефтяном месторождении и ОАО «Газпром нефть» совместно с дочерним предприятием «Салым Петролеум Девелопмент» на Верхне-Салымском месторождении и обратиться в Министерство энергетики РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ с просьбой включить в перечень проектов, подпадающих под действие Государственной программы развития и внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи.
Председатель Комитета И.Д. Грачёв